Захаров Антон Олегович

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РАБСТВЕ В ДОАНГКОРСКОЙ КАМБОДЖЕ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2016, №31, 210-218

Рубрика: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 
Аннотация: Надписи Камбоджи VII-VIII вв. на древнекхмерском языке и/или на санскрите часто упоминают пожалования неких мужчин и женщин богам или обителям. Собирательное название этих лиц - кнюмы (кнёмы). Историки первой половины XX в. считали их рабами (Жорж Сёдес, Рамеш Чандра Маджумдар). В конце XX - начале XXI в. такие исследователи, как Майкл Викери и Эрик Бурдоно, усомнились как в том, что кнюмы были рабами, так и в том, что все перечисленные среди пожалований лица были именно кнюмами, так как перед именами многих из них слово «кнюм» не встречается. В статье анализируются данные ранних кхмерских и санскритских надписей Камбоджи о формах зависимости населения.

 
Annotation: Pre-Angkorian inscriptions composed in Sanskrit and/or Old Khmer and dated from the seventh-eighth centuries CE often mention donations of various men and women to divinities or monasteries. These peoples call kñuṃ. Historians George Cœdès, Ramesh Chandra Majumdar, Judith Jacob, and Dega Deopik considered them ‘slaves’. But recently Michael Vickery and Eric Bourdonneau have made serious objections against the identification of kñuṃ with ‘slaves’. They also have supposed that the kñuṃ were but a part of the personnel offered to divinities and/or monasteries because few humans among those personnel are identified by the term kñuṃ before their own names or before the indication of their sex usually placed before the personal names in Old Khmer. The paper tends to analyze the data of pre-Angkorian inscriptions on the forms of dependency in the pre-Angkorian Cambodia.

Ключевые слова: КАМБОДЖА, ЧЕНЛА, ПОЖАЛОВАНИЯ, РАБЫ, ХРАМЫ, САНОВНИКИ, КНЮМЫ

статья в pdf

Выпуски

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12